Главная Полезная информация Культура Алтая
Культура Алтая Печать E-mail

Исследователи этнографии тюрков Алтая, среди которых было не мало православных священников, в XVI-XIX вв. не отличали шаманизм от новой нарождающейся религии.Так, князь Н. Костров относил поклонение Худаю к религии «камларского толка». Интересно отметить, что сами хакасы шаманов, и служителей бурханизма называли иногда общим именем «хамнар» - т.е. шаманы, комы.

Алтайские горы являются особым историко-культурным центром, связанным на протяжении многих тысячелетий с Центрально-Азиатским очагом цивилизации. Минусинская котловина в древних русских документах называется «Кыргызской землей», а на языках древних народов Алтая она носила имя «Хонгорай».

Народы, проживавшие в горном Алтае начиная с гуннской эпохи и заканчивая временами Российской империи и более поздних времен, попали в центр исторических событий. А породили эти события кочевые империи Евразии. В IX-XI вв. н.э. вся территория Саяно-Алтая входила в состав Кыргызского государства. Благодаря этому в регионе сложились общие культы и даже пантеона божеств, вошедших в систему верований бурханизма.

 Большинство исследований национальных культур этических жителей Алтая посвящено духовному миру Хонгорая. Хонгор является исторической родиной енисейских кыргызов, которые существенным образом повлияли на историко-культурное наследие тюрков Саяно-Алтая. Наиболее близкими наследниками кыргызской культуры стали нынешние общности хакасов, формирование которых закончилось в XIXв. В 1911 г. известный исследователь Адрианов сделал следующие выводы: «В единый народ их объединяют общие черты быта, одежда, и древняя шаманская вера, уживающаяся вместе у с навязанной им православной верой».

Бурханистская вера возникла среди алтайских народов в связи с появлением у них национально-освободительного движения. «Бурханизм, - по мнению Мамета, -представлял собой квинтэссенцию различных идеологических влияний, начиная от ламаизма и заканчивая христианством, шаманизмом и национальными элементами эпоса алтайцев. Главной задачей его было противостояние колонизаторской политики царизма». Это было протестом против русификаторской политики православия, стоявшего на стороне царского режима, и против разорительных культов шаманизма, державших общество на уровне родового строя. Основная идея бурханистских проповедей заключалась в мессианских чаяниях пришествия легендарного Ойрот-хана, который должен был возродить политическую независимость Алтая.

Источник: http://www.rusarticles.com/narodnoe-tvorchestvo-statya/kultura-altaya-5937319.html

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить