Главная Полезная информация Молы Кунов. Лоскутное Шитье Индейцев Панамы
Молы Кунов. Лоскутное Шитье Индейцев Панамы Печать E-mail

 

 

Жизнь на Сан Бласе

 

Островная деревушка Niatupu, Kuna Yala (1978)

Индейцы Куна – сильно связанное племенными законами общество, населяющее цепь островов именуемую Архипелагом Сан Блас на Атлантической стороне респуплики Панама. Считается, что также, как и нынешние потомки Карибов, индейцы Куна до сих пор живут во многом таким же образом, как жили их предки. Людям Сан Бласа чудом удалось сохранить свою племенную идентичность и проводить морально сбалансированную жизнь, свободную от излишеств и сложностей современной высокоорганизованной цивилизации. Некоторые обычаи Кунов кажутся невероятно архаичными. Например, женщина Куна не имеет своего имени пока не наступила ее первая менструация. Затем, ее волосы коротко остригают и имя для нее выбирает медицинский работник из числа местных жителей. Это может навести на мысли, что Куна являются обществом где роль женщины весьма принижена, однако, это совсем не так. Куны подчиняются законам матриархата, где наследование целиком и полностью проходит по женской линии. Молодой человек после вступления в брак должен проживать в доме тещи и работать на протяжении нескольких лет под наставничеством своего тестя. Разводы происходят весьма редко, хотя, для того, чтобы развестись мужу не требуется большего, чем просто забрать свою одежду и выйти из дома. Люди Куна очень ценят своих дочерей, потому, что они, в конечном счете, приносят дополнительную рабочую силу в семьи. Женщины Куна выглядят ярко и весьма впечетляюще: золотые кольца в носу, вышитые бисером полосы на руках и ногах, головные платки, голубые саронги и блузы, украшенные разноцветными молами, которые уже сами являют из себя настоящие произведения искусства. Мужчины же Куна быстро адаптировались к стилю одежды более традиционному для западного мира и кажутся серыми на фоне своих женщин.

Пожилой индеец Niatupu, Kuna Yala (1978)

По неизвестной причине среди мужчин Куна очень высокий процент альбиносов. Вследствие высокой солнечной активности в Центральной Америке, альбиносы физически не в состоянии совершать ту работу, которую от них ожидают. Для того, чтобы вносить и свой вклад в жизнь сообщества, они принимают на себя обязанности, традиционно относящиеся к сугубо женским, включая шитье Молов. Хотя в племени не рекомендуется выходить замуж за альбиносов, они полностью принимаются сообществом и их работы пользуются уважением среди коллег. Существует традиционное разделение обязанностей внутри семьи. Муж собирает кокосовые орехи, занимается растениеводством, заготавливает дрова, ремонтирует дом, шьет одежду себе и своим сыновьям, плетет корзины и вырезает деревянную посуду. Жена готовит обеды, заготавливает чистую питьевую воду из рек с материка, разгружает лодки, шьет женскую одежду, стирает и убирает дом. Язык Кунов (до недавнего времени непечатный) является основным для всего племени, тем не менее испанский быстро становится вторым языком. Благодаря активному участию Соединенных Штатов Америки в строительстве Панамского Канала а также внушительному притоку американских туристов, все больше и больше индейцев также начинают говорить и на английском языке. Культуре Куна присуща традиционная иерархия племенных вождей. Каждый населенный остров имеет своего главного или "sahila", который занимает верховное положение в деревне. Он имеет двух или трех заместителей - sahilas, которые помогают ему и "arkar", который выступает в качестве переводчика и передает верховные распоряжения народу. Ниже в иерархической структуре племени стоят "sualipetmar", которые выполняют роль полицейских и следят за порядком в деревне. Деревня живет по законам демократического общества, однако, голосовать могут только женатые мужчины и женщины. Глава не может родиться на своем острове - обычно его привозят с другого острова, чтобы поженить на местной женщине и, таким образом, присоединить к племени. Глава назначается пожизненно при условии, что он хорошо справляется со своими обязанностями. Основная его работа состоит в том, чтобы заботиться о членах общины и обеспечивать их благополучие. Он выступает посредником в спорах и раздает штрафы для тех, кто совершает преступления. Sahila почти ежедневно участвует в заседаниях местного суда. Каждые 15 дней Sahilas встречаются на одном из островов и на протяжении 4-х дней совместно молятся о процветании и благополучии населения этого острова. Затем, через 15 дней они встречаются на следующем острове и повторяют молитву уже там. Таким образом, последовательно обходя все острова вожди поддерживают гармонию в жизни населения всего архипелага. Основным видом транспорта у Кунов является выдолбленное из ствола дерева каноэ, которое приводится в движение с помощью весел и паруса. Лиственные породы деревьев для таких лодок поставляются с материка. Каждое каноэ выдалбливается из отдельного ствола дерева целиком вручную по технологии присущей лесным жителям Куна. Как мужчины, так и женщины и дети Куна являются экспертами в области деревообработки и морского дела. Универсальное и повсеместное использование этих лодок всеми островитянами приучила их к равенству и согласию. Куна полностью отвергают разделение людей на зажиточных и малоимущих, что позволяет им жить в гармонии на их прекрасной земле.

Одежда Куна

Мола является частью традиционного костюма женщины Куна – одна вшивается в переднюю, а другая – в заднюю часть блузки. Полный костюм состоит из узорчатой оборачиваемой вокруг талии юбки, красного или желтого головного платка, украшений из бисера на руках и ногах, серег и продетого в нос золотого кольца. На родном языке Кунов мола означает «рубашка» или «одежда». Мола возникла вместе с традицией женщин Куна украшать свои тела росписью в виде геометрического дизайна, используя доступные природные цвета. В более позднее время тот же дизайн был воплощен в хлопковой ткани, купленной у первых европейских поселенцев Панамы.

Молодая девушка Куна с традиционными золотыми серьгами в ушах и золотым кольцом в носу. Niatupu, Kuna Yala (1978)

Таким образом, молы ведут свое происхождение от бодиарта. Только после колонизации испанцами и контакта с миссионерами Куна начали переводить традиционные геометрические узоры на одежду, поначалу рисуя их прямо на ткани, а позже – используя технологию реверсивной аппликации. Доподлинно неизвестно, когда это технология была применена впервые. Однако, предполагается, что самые старые молы имеют возраст порядка 150 или 170 лет. В основе рисунка первых мол, как уже отмечалось ранее, использовался геометрический дизайн, которым женщины Куна расписывали свои тела, также, в последние 50 лет среди мол все чаще стали встречаться реалистичные и абстрактные композиции из цветов, птиц и морских животных. В зависимости от традиций каждого острова, женщины Куна начинают шить молы после достижения ими половой зрелости, или, в некоторых случаях даже еще раньше. Женщины, предпочитающие одеваться в европейском стиле находятся в меньшинстве, как, например, в общине Панама-Сити. Молы представляют такую важность для Кунов и их традиционной идентичности, что могут нести ответственность за независимый статус Комарка Сан-Блас. После попытки панамского правительства «озападнить» Кунов в начале 20-го века, запретив их национальные обычаи, свой язык и традиционную одежду, поднялись огромные волны народного сопротивления. Это движение завершилось революцией в 1925 году, когда после тяжелых боев, панамскому правительству пришлось пойти на уступку и дать людям Куна право управлять собственной территорией автономно.

Технология

Молы представляют собой чистой воды хендмейд выполненный в технике обратной (реверсивной) аппликации. Несколько слоев (как правило от двух до семи) разноцветных кусков ткани (обычно хлопок) сшиваются вместе. Дальнейший дизайн формируется путем убирания частей из каждого слоя. Края каждого слоя, затем, подворачиваются и сшиваются. Обычно швы едва заметны – это достигается путем применения нити того же цвета, что и слой, который пришивается, а также с использованием «слепого стежка» и крохотного стежка. Лучшие Молы обладают чрезвычайно тонкой строчкой, сделанной с использованием сверхтонких иголок.

Увеличенный вид молы показывает наслоение ткани различных цветов и тончайший шов, которым слои сшиваются вместе

Самая наибольшая часть обычно вырезается из верхнего слоя, затем, от слоя к слою – всё меньшие части последовательно, тем самым раскрываются все новые и новые цвета. Эта базовая схема, однако, может быть изменена прорезанием сразу нескольких слоев одновременно и, следовательно, меняя очередность цветов. Некоторые молы также могут включать участки контрастных цветов в определенных местах, таким образом, привнося в дизайн дополнительные вариации оттенков. Молы сильно различаются по качеству, и, как следствие – по цене за которую продаются. Наличие большего числа слоев, как правило, считается знаком наивысшего качества; двухслойные молы – являются наиболее доступными, но за образцы с четырьмя и более слоями будут требовать более высокую цену. Качество стежка, также, является немаловажным фактором определения цены – у лучших образцов стежок приближается к практически невидимому. Несмотря на то, что в некоторых молах для обогащения внешнего вида применяется техника обычной ручной вышивки, лучшими, все равно, считаются молы выполненные в технике чистой реверсивной аппликации. Среди выставляемых на продажу молов находятся такие, которые помечены особыми знаками «для использования». Например, некоторые символические обозначения стежком по краям молов указывают, что они были сделаны для практического использования, а не просто для продажи туристам. На изготовление молы требуется, в среднем, от двух недель до шести месяцев, в зависимости от сложности дизайна.

Молы в культуре Кунов

Искусство мола отражает синтез традиционной культуры Кунов с влиянием современного мира. Искусство шитья мол, в основном, развивалось в то время, когда женщины Куна уже имели доступ к магазинам. Также, молы, зачастую вдохновлены влиянием современной графики, такой, как политические плакаты, наклейки, рисунки из книг и телевизионной мультипликации. Наряду с этим, изобилуют и традиционные темы Кунов – персонажи легенд и элементы культуры. Наиболее традиционными являются геометрические молы – реконструкции древних нательных рисунков. Для создания тонкой молы необходимо много часов кропотливой швейной работы, поэтому, способность создавать выдающиеся молы подчеркивает статус женщины Куна. (прим. Авторов сайта: Эта фраза наиболее показательно отражает тот факт, насколько мы отдалены от истинных природных и духовных ценностей. В настоящее время в современном обществе в качестве «статусных» рассматриваются совершенно иные личностные категории, зачастую не имеющие абсолютно никакого отношения к терпению, трудолюбию, способности тонкого восприятия красоты. На первый план выходит денежная обеспеченность, как показатель, способности либо торговать природными ресурсами или же перепродавать сделанное чужими руками. И, несмотря на все технологические «бонусы», в этом отношении, цивилизация в своем взрослении скорее деградирует, чем прогрессирует.) Иногда, когда женщины Куна устают носить ту или иную блузку, они разбирают ее и продают составляющие молы коллекционерам. Такие молы часто демонстрируют признаки износа, такие, как потертости или особые знаки выполненные стежком. Эти «недостатки» указывают на то, что мол является легальным и не сделан исключительно для продажи туристам. Молы часто продаются в паре, составленной из задней и передней части женской блузки. Такие две молы обычно являются двумя вариациями одной и той же темы. Согласованные молы дополняют друг друга и должны выставляться или использоваться вместе для наиболее сильного эффекта. Отдельные панели мол имеют множество применений. Они могут быть сформированы в виде подушек, ковриков и гобеленов. Некоторые люди даже превращают их в покрывала или включают в виде элемента более общего квилт-проекта. Молы – очень прочны и очень хорошо сшиты. Аутентичные молы уже подвергались стирке множество раз и, поэтому, могут быть безопасно постираны руками в теплой воде.

Список литературы:

1. "The Kuna indians." (переводной материал с сайта)

2. "Mola (art form)" from Wikipedia, the free encyclopedia (оригинальный перевод статьи)

3.Dr. Janet Sumner-Fromeyer. "The Kuna Indians" (оригинальный перевод статьи)

4. Фотографии для статьи взяты с сайта University of Oregon (университет Орегона)

5. Фотографии для галереи Молов выполнены авторами сайта на выставке "Мир хобби. Парад фестивалей. Июнь 2011"

Авторские права принадлежат «© 2010 Виталий Пантелеев»Перепубликация без разрешения автора или ссылки на источник запрещена!

Источник: http://www.rusarticles.com/narodnoe-tvorchestvo-statya/moly-kunov-loskutnoe-shite-indejcev-panamy-5206718.html

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить