Главная Полезная информация Зеленые Святки. Русалочку До Бору Проведу... Часть 2
Зеленые Святки. Русалочку До Бору Проведу... Часть 2 Печать E-mail

Святки потому и назывались Зелеными, что к этому времени зеленело все: деревья, трава, цветы, хлеб в полях. Зелень и растительность разного рода были основным символом Зеленых святок.

В храм шли с веточками березы и цветами, церкви и дома украшали свеже-скошенной травой, цветами и молодыми березками. Семицкая зелень, особенно веточки березы, считалась мощным оберегом.

Поэтому в Семик народ толпами ходил в поля заготавливать травы: мяту, чебрец, калуфер и рубить молодые березки, которыми украшали свои жилища.

Во дворах устанавливали целые аллеи березок, полы устилали травами и цветами, а деревня превращалась в зеленый сад.

В этот день праздничное настроение царило везде: хороводы, песни, совместные трапезы, игры с чучелами, гадания с венками наполняли села и дома. Венками украшались головы как знак жертвоприношения, т.к. он считался символом бессмертия, связи живых и мертвых. На венках гадали о будущем, жизни и смерти.

Русальная зелень, по языческим поверьям, считалась сакральной. По окончании праздника зелень сжигали, забрасывалась на деревья или топили, а сухие веточки березы хранили как оберег и как средство защиты от пожаров, мора и глада.

Береза была священным деревом троицко-семицкой недели и называлась Семиком и, как священное древо, ее чествовали особыми обрядами: срубленную березу на несколько дней приносили в избу, ставили в поленницу, на крышу, в окно или устанавливали посреди села.

Берёзу красили, т.е. украшали, около нее хороводились, пели, устраивали праздничное гуляние и праздничную трапезу.

Иногда березу носили по селу. Тогда впереди шла самая бойкая дивчина, остальные девушки держались за ленты, которыми была украшена береза. Ее дергали, крутили и создавалось впечатление, что она двигается.

Но часто березу не срубали, а завивали: заплетали в кольца верхние ветки каждой березки или завивали ветки двух рядом стоящих березок, припевая: "Вью, вью я венок,/- Завивайся, берёзонька./Вью, вью я венок,/- Завивайся, кудрявая».

Сплетенные березы назывались венком. Венок также украшали и под ним девушки кумились, хороводились, совершали совместную трапезу, танцевали, пели песни. В семик  кумились, в Троицу раскумлялись.

В Духов день (в понедельник после Троицы) березу из села выносили,  раздевали и топили в реке, также по реке пускали венки, на которых девушки гадали. Таким образом в обряде с березой воспроизводился полный цикл «рождение – жизнь – смерть», что соответствовало основному действию: проводам весны и ее феи - Богини Лели.

Зеленые Святки. Русалочку До Бору Проведу... Часть 2

Богиня Леля

Часто из березы делали человекоподобные чучела-куклы. В ритуалах с чучелами просматривался сексуально-эротический подтекст и свадебно-брачный ритуал, очень важный в период созревания природы.

Для изготовления куклы брали палку с перекладиной, обряжали в женский наряд, иногда в свадебный, из тряпок делали голову и лицо разрисовывали углем. Наряды носили ярко выраженные половые признаки. 

У чучела-женщины была большая грудь и из-под полы виднелась черная мочалка, у чучела-мужчины была привязанная к соответствующему месту морковка или палка. Чучелам давали имена: Дуня, Филимон и др.

С чучелами совершали те же действия, что и с березой: ходили с ними по селу, вокруг них хороводились, потом выносили их за село и уничтожали.

Иногда делали не одно чучело, а два: Семик и Семичиху. Причем Семиком была девушка, которую наряжали в мужскую драную одежду, сзади приделывали горб.

Зеленые Святки. Русалочку До Бору Проведу... Часть 2

Куклы Семик и Семичиха

Семичихой наряжался мальчик-подросток, которого обряжали в женскую одежду. С этими чучелами тоже ходили по селу и выпрашивали подарки.

Ходокам с чучелами подавали яйца, муку, масло, сахар, из которой потом делалась общая трапеза. К вечеру пару выносили на ночь в поле, где оставляли ночевать. На утро приходили и спрашивали: «Как вы ночь провели молодица с молодцом?». Потом их также раздевали и уничтожали: либо бросали в реку, либо сжигали.

Из этой же серии было чучело Кострома. С Костромой разыгрывались целые спектакли. Очень любили играть в Кострому дети.

Сначала чучело Костромы носили по селу, потом сообщали ей о болезни и она умирала. После смерти Костромы ей устраивали шумные похороны.

Похороны Костромы обыгрывались: чучело укладывали на носилки, за ней шла похоронная процессия со «священником», который «кадил» лаптем, женщины «оплакивали» Кострому.

У реки или в лесу ее раздевали и бросали в реку или сжигали. Все эти и подобные им обряды с чучелами символически означали проводы и похороны весны.

С березой тесно связаны обряды почитания водных духов – Русалок, которых тоже провожали в эти дни.

Считалось, что в семицкую неделю русалки – жительницы водоемов – выходили из воды и убегали в поля и леса. Там они заманивали прохожих, щекотали их до смерти, качались на березах и плескались в полночь в воде.

Семицкая седмица получила название Русальской и гряной. Она проходила до весеннего солнцестояния и посвящалась возрождению природы.

Русалки считались  духами растительности и влаги, в том числе и росы, от которой, как некоторые считают, и произошло слово «русалка».

Существовал также особый обряд «проводов» русалок обратно в реку. Русалкой в этом случае служило ряженое чучело человека или коня. Шумная процессия с чучелом шла по селу, потом уходила в поле, где чучело бросали. Это называлось «отвели русалку во ржи».

Зеленые Святки. Русалочку До Бору Проведу... Часть 2

Русалка на ветвях сидит

Часто Русалку делали из соломы, а называли ее «щекотухой», т.к. по народным поверьям русалка может защекотать до смерти.

Иногда русалкой наряжалась девушка. Она надевала драную одежду с длинными рукавами, мазала лицо сажей, распускала волосы, садилась верхом на кочергу и становилась похожей на мифический образ русалки с длинными волосами.

Во время проводов русалку пугали, щелкая кнутами, хватали за руки, за рубаху. Потом заставляли прыгать через огонь, после чего считалось, что она не опасна.

Потом ее прогоняли на кладбище, в поле или к воде, где растут деревья или в рожь, где она убегала.

В качестве русалки мог быть просто шест или ритуальное деревце. Тогда его, наряженного в русалку, выносили за село с пением «Русалочку до бору проведу…».

Потом его забрасывали песком, заливали водой и уничтожали. Все обряды с березой, ее ряжение и с русалкой были связаны с изгнанием демонических духов, которые, как считали, могут помешать созреванию хлеба.

Еще одним символом Семика была птица, отсюда - обряд "похороны кукушки". Смысл его был тем же

Словом, у славян Семик был одним из самых любимых праздников, который обозначал середину года, пору расцвета, цветения и благоухания.

Источник: http://www.rusarticles.com/narodnoe-tvorchestvo-statya/zelenye-svyatki-rusalochku-do-boru-provedu-chast-2-6656527.html

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить