Главная Полезная информация Деколь
Деколь Печать E-mail

Технологий, с помощью которых можно наносить изображение на керамику, существует много. Однако, в рекламно-сувенирном производстве наиболее часто применяется одна из них. Это - так называемый метод «деколирования» (более строгое название - «декалькомания»). При этом методе изображение наносится на поверхность (керамику или стекло) с помощью специально изготовленной «переводной картинки»-деколи (decal), после чего изделие обжигается в печи для закрепления этой картинки. Рассмотрим, как это всё происходит шаг за шагом.

Деколь - это род переводной картинки, изготовленной с применением специальных красок. Печатается деколь, в основном, методом шелкографии (хотя это может быть сделано и с помощью других технологий печати). Поскольку шелкография - это вид трафаретной печати, то сначала изготавливаются сами трафареты по количеству цветов, используемых в картинке. Затем трафареты поочерёдно накладывают на запечатываемую поверхность и через них на неё «продавливают» краски соответствующих цветов.

Рис.1: Сначала методом шелкографии изготавливают саму картинку


Специфика изготовления деколи заключается в том, что здесь используется специальная бумага и специальные краски. Бумага берётся «гуммированная», то есть покрытая слоем желатина или декстрина (состав на основе крахмала). Таким образом краска ложится не на саму бумагу, а на этот желатин, что позволяет потом отделить картинку от бумаги и перенести её на керамическую поверхность. После того, как все требуемые цвета напечатаны, сверху наносится слой прозрачного лака. В процессе обжига этот лак выгорит, а до этого он нужен для механической защиты нанесённой на гуммированную бумагу краски. Размер самой деколи, как правило, небольшой (по размеру кружки или блюдца), поэтому за один проход печатают сразу несколько деколей - столько, сколько уместится на листе.

После того, как изготовленная деколь просохнет, изображение с неё нужно перенести на изделие. Для этого деколь размачивают в воде и прикладывают бумажной стороной к изделию (например, блюдцу). Желатин (или декстрин), впитавший краски, легко отделяется от бумаги, и весь этот слой этаким тонким «блинчиком» как бы «сдвигается» на изделие. На словах это выглядит просто, однако, на самом деле, это достаточно ответственный этап, требующий большого мастерства. Очень важно, чтобы под слоем лака не осталось пузырьков (при обжиге в таких местах получаются дырки).

Рис.2: Картинка вырезается, вымачивается в воде и переноситься на изделие.


Если пузырьки всё-таки возникли, их аккуратно выгоняют из-под желатинно-красочного слоя с помощью мягкого материала. Это тонкая и кропотливая ручная работа. Когда она окончена, перенесённому изображению дают как следует просохнуть, после чего всё это отправляют в печь для обжига.

До сих пор мы ничего не говорили о красках, которыми печатается деколь. А они того заслуживают, поскольку это не обыкновенные краски, а специальные керамические. И состоят они из трех типов компонентов: окрашивающих (пигментов), стеклообразующих (флюсов) и оттеночных. Разбавителем служит масло или водорастворимые полимеры.

В общем случае керамические краски делятся на следующие три типа.

  • Подглазурные краски. Предназначены для нанесения на сырое изделие под будущий слой основной глазури. Эти краски должны быть наиболее термостойкими (поскольку сырое изделие будет обжигаться при температуре 1000-1400 °С). Цветовая палитра этих красок ограничена, ибо существует не так много пигментов, способных выдержать подобные температуры.


  • Внутриглазурные краски. В процессе обжига вплавляются в глазурь. Также должны обладать высокой термостойкостью. Их палитра несколько шире.


  • И первый и второй виды красок редко используются в рекламно-сувенирном производстве, поскольку здесь, как правило, имеют дело с уже готовыми (обожженными и покрытыми глазурью) керамическими изделиями, на которые нужно только нанести надпись или изображение. Поэтому здесь преимущественно применяются краски третьего типа - надглазурные.

  • Надглазурные краски. Закрепляются на поверхности изделий в процессе третьего (последнего) обжига, проходящего в муфельных печах. Этот обжиг происходит при более низких температурах (600-900 °С). Поскольку требования к термостойкости для надглазурных красок ниже, то это позволяет использовать большее количество разных пигментов. Соответственно, цветовая палитра надглазурных красок намного шире, чем у двух предыдущих типов, что немаловажно для рекламно-сувенирных целей.


  • Кроме основных видов красок, для получения различных специальных эффектов применяют дополнительные составы. Например, чтобы придать изделию жемчужный или перламутровый блеск, используются «люстры» - тонкие пленки металлов. Также очень эффектно смотрится печать золотосодержащими красками. Золота в них может быть от 8 до 24%. Изготовление таких красок достаточно сложный процесс, поэтому стоимость грамма золотосодержащей краски нередко равна стоимости грамма чистого золота. А вот для получения «серебряного» на вид покрытия серебро применяется редко - для этих целей чаще используют краски на основе платины или палладия.

    Итак, изображение перенесённое на блюдце, просохло. Теперь можно приступать к его обжигу в муфельные печи.

    Рис.3: Закончен обжиг тарелок в муфельных печах.


    Печи бывают разных конструкций, но в любой из них обязательно имеется минимум два отверстия, через которые осуществляется принудительная вентиляция. Горячий воздух уходит из печи по специальным трубам, выведенным наружу. Как считает главный технолог компании «Гекса» Алексей Костиков, «вентиляция в этом процессе просто необходима. Во-первых, для удаления газов, образующихся при выгорании лака. Это очень важно, поскольку из-за скопления этих газов могут происходить микровзрывы, от которых осыпается внутренность печки, и мелкие крошки попадают на изделия. Во-вторых, необходим приток кислорода. Особенно он важен для золота. И вообще, это очень влияет на получающиеся цвета». Принудительную вентиляцию регулирует специалист, ориентируясь при этом, в значительной, степени на собственный опыт. Температуру в печи повышают в два этапа. На первом этапе (от комнатной температуры до 400 °С) температура должна расти очень медленно (этот этап занимает час и больше). При этом выгорают все ненужные вещества. Затем температуру можно поднимать быстрее - вплоть до её конечного значения (порядка 900 °С), при котором изделие держат в течении 15 минут. Затем следует долгое и очень постепенное остывание.

    Всё сказанное относится также и к обжигу стекла. С той лишь разницей, что максимальная температура обжига стеклянных изделий должна быть ниже, чем керамики и составлять около 600 °С. Перед обжигом стеклянных изделий обязательно делают пробные обжиги, поскольку стекло разных фирм-изготовителей по-разному реагирует на высокую температуру. При этом, что чем более высокую температуру сможет выдержать стекло без деформации, тем выше будет качество нанесения.

    Несоблюдение технологии может привести к браку. Наиболее частый его вид - это растрескивание краски. Всего возможных видов брака достаточно много, и возникнуть он может на любом этапе. Больше всего проблем возникает при получении полноцветных изображений. Например, если в процессе печати деколи будет допущена небольшая механическая неточность при совмещении цветов, то это может потом дать так называемый «муар» -дефект изображения в виде «волн». Если же при изготовлении деколи на сетку попадает пылинка, то на изображении будет белая точка. Кроме того, при обжиге может «поплыть» краска (по самым разным причинам) и это тоже будет являться браком. Качество краски, точность механики, соблюдение технологий - все это в равной степени влияет на результат.

    Рис.4: Вот что получилось в результате. Рисунок и блюдце теперь составляют единое целое.


    Не следует путать метод высокотемпературного деколирования и метод сублимации, хотя результат, чисто внешне, иногда бывает похож (цветное изображение на кружке). Однако, это только внешнее сходство. При методе сублимации изображение может наноситься только на те изделия, у которых есть особое фотополимерное покрытие. Изображение при этом сначала печатается на специальной бумаге сублимационными чернилами. Затем распечатку прижимают к кружке и нагревают всё это до температуры 180-200 °С, в результате чего изображение переходит на поверхность изделия. Преимущество: метод удобен для полноцветной печати. Недостаток: изображение не является стойким.

    Источник: http://cuty.ru/souvenirs/sclause/8/

    Добавить комментарий


    Защитный код
    Обновить