Как распознать манипуляцию |
![]() |
![]() |
Ниже перечислены самые распространенные способы манипуляции людьми. 1. Манипулятор требует от жертвы принятия решения непременно «здесь и сейчас» (т.к. «завтра будет уже поздно»). 2. Манипулятор играет на «азарте», жадности, зависти и любви к дармовщинке («Остался последний экземпляр… Или я ухожу к конкурентам… Конкуренты уже купили, а Вы что же?… Денег нет, что ли? Так и скажите…Только сегодня с 50%-й скидкой… В подарок – замечательный фонарик и набор ножей…») 3. Манипулятор сообщает жертве «страшный эталон», по сравнению с которым «цена просто смешная» («И полное обслуживание у нас стоит 2000 долларов… /пауза/… Ну, если без лазерной коррекции – а она, честно говоря, в вашем случае не очень и нужна – то 1000 долларов. Есть, конечно, еще компакт-пакет, за 700 долларов и супер-компакт за 450. Ну, если без стационара, то 300. На мой взгляд, дешевле 150 просто ну не имеет смысла…») 4. Манипулятор отвлекает внимание жертвы, «сбивает с толку» (приход кого-либо, посторонний звонок; жертве мимоходом сообщается что-то значимое для нее, но не относящееся к теме)… 5. Манипулятор подменяет цель общения – вместо цели X, которой он на самом деле добивается, упор делается на обсуждение цели F(X), как будто цель Х – нечто уже само собой разумеющееся («Вам удобнее во вторник в 14:30 или в четверг в 16:30?» «Платить будете наличными или по безналу?») Вариант: манипулятор обращается к «партнеру» – например, по телефону – и обсуждает детали «уже состоявшейся» сделки ( «я понимаю, что рабочий день уже закончился, но я не хочу заставлять клиента ждать, поэтому ты уж подъезжай пожалуйста… через 20 минут мы тебя ждем… ну хорошо, через 25, /обращение к «жертве»/ – Вы подождете 25 минут?». Теперь, когда «партнер», не взирая на закончившийся рабочий день, приедет, отказываться «просто некрасиво»). 6. Манипулятор играет на чувстве собственной важности собеседника: занимает намеренно «подчиненную» роль, демонстрирует свое незнание, некомпетентность («Я хотел бы обратиться к Вам за советом. Мне порекомендовали Вас как опытного специалиста, поэтому, вероятно, только Вы сможете мне помочь…»). Это приподнимает жертву в своих глазах и усыпляет ее бдительность. 7. Манипулятор ссылается на авторитеты, либо выдает себя за авторитет (миллионер, профессор, «лично знающий товарища Шульберта», «Академик Всемирной академии гештальт-терапии и психоанализа»; многочисленные атрибуты – дорогая одежда, часы, автомобиль, «звонки с обсуждением миллионных сделок» и т.п.) 8. Манипулятор использует так называемые «поглаживания»: -Поддакивание. -Дружеские жесты и мимика: хлопок о плечу, обнимание, подмигивание. -Заступничество. "Чего Вы к человеку пристали? Он все делает правильно". -Успокаивание. "Не бойтесь, не волнуйтесь, все хорошо" (отнимая при этом кошелек). -Использование имени собеседника. Само звучание имени оказывает большое воздействие на человека. -Комплименты. «Читал Вашу книгу, не мог оторваться. Это потрясающе!» -Сообщение хороших новостей. -«Общие интересы»: «Я тоже болельщик. Как вчера Зенит сыграл?» 9. Манипулятор играет на дружеских либо родственных связях. «Ты же не откажешь другу». Недаром считается, что родственники и друзья – плохие бизнес-партнеры. 10. Взаимный обмен: манипулятор делает жертве «уступку», создавая впечатление, что отказывается ради нее от чего-то ценного(«Только для Вас я поговорю с начальником, может он позволит сделать скидку… хотя и не хочется его беспокоить… но уж для вас, так и быть…») Вариант - большее-затем-меньшее требование («Купите билет на замечательный спектакль. Не хотите? Почему? Ах, как жаль… Ну, тогда купите хотя бы шоколадку»). 11. Последовательность: манипулятор играет на желании людей быть последовательными в своем поведении. Жертва совершает казалось бы мелкие незначительные действия, незаметно приближаясь к навязываемому решению. (Роберт Чалдини "Психология Влияния") Источник: http://lubomarti.ucoz.ru |
Наши партнеры
Атлас профессий Хабаровского края.
Туристический портал - Спорт. Туризм. Отдых. Развлечения. Культура.
Дальневосточное объединение промышленников и предпринимателей.
Максимум рекламы - Медиа-холдинг.
Праздничный портал - Праздники. Юбилеи. Мероприятия.
Строительный портал - Строительство. Ремонт. Дизайн. Интерьер. Мебель.